Российским туроператорам предлагают давать кредиты на выплаты туристам

Турагенты заметили манипуляции со стороны ряда туроператоров

Турагент Антон Горальчук вынес на обсуждение профессионального сообщества «Трэвел Президиум» свой вариант решения проблемы возврата туристам денег за не состоявшиеся из-за коронавируса туры.

По его мнению, правительству не стоит давать туроператорам новую отсрочку до конца текущего года. «Я – категорический противник бездумного продления сроков возврата по постановлению № 1073. Его принятие в 2020 году было очень правильным шагом, которое уравняло всех участников рынка, позволило спокойно выдохнуть и разобраться с поставщиками и договориться с кредиторами. Порядочные компании так и поступили, непорядочные – использовали его лишь как повод не возвращать деньги, которые у них имеются (по крайней мере, должны)», – поясняет свою позицию Антон. 

В пример он приводит ситуацию по одному из несостоявшихся туров: «Я списался с поставщиками услуг, денег им никто не перечислял, у меня есть письменные подтверждения, что оплаты не поступало, а услуги были отменены без штрафов. То есть деньги – у туроператора и всегда были там, но он их не возвращает просто потому, что так захотел».

Вместо того чтобы продлевать срок возврата денег и поощрять такую практику, по мнению Антона Горальчука, Ростуризму стоит лоббировать другое решение. «Есть прекрасный проверенный рецепт, который был обкатан на “Ланта-тур вояж”: выдать туроператорам беспроцентный кредит в госбанке строго под реестр возвратов туристам, с прямым возвратом денег клиентам от банка, минуя расчетный счет туроператора. В этом случае клиенты гарантированно получат компенсации, а поставщики смогут гасить свои долги перед банком по графику платежей. Они же ведь собирались как-то рассчитываться по долгам? Считаю, что это будет справедливо и эффективно», – делает вывод Антон Горальчук.

Предложение встретило поддержку в сообществе. Другие турагенты пишут, что также заметили манипуляции со стороны некоторых туроператоров – они не перечислили денег отелям, но делают вид, что не могут получить возвраты средств из-за границы. «Это нечестно по отношению к нам и к туристам», – написала одна из участниц обсуждения. Ее коллега жалеет, что в прошлом году отговаривал клиентов обращаться в суды: «Сейчас уже были бы все с исполнительными листами на руках и не выносили мне мозг».

Вопрос о том, прислушается ли Ростуризм и правительство к прозвучавшему предложению давать кредиты? Скептики считают его риторическим – период публичного обсуждения проекта постановления завершился. Сейчас судьба документа зависит от того, какую рецензию он получит в правительстве. 

Аналогию с «Лантой» реализовать в текущих условиях будет непросто. Компания не смогла выполнять обязательства перед клиентами в январе 2012 года после того, как ее работу заблокировал «Мастер-банк». За границей на тот момент находились тысячи туристов. Отельеры, узнав о проблемах «Ланты», буквально брали россиян в заложники, удерживали личные вещи, паспорта, не выпускали за территорию и требовали погасить долг. Назревал международный скандал. К решению проблемы подключился Владимир Путин, в то время – кандидат в президенты. ВТБ выдал кредит «Ланте», чтобы туристы могли спокойно вернуться в Россию явно под давлением «политической воли». 

Источник TourDom.ru считает повторение опыта санации проблем «Ланты» «почти нереальным». Однако он обращает внимание на то, что прессинг со стороны агентов и туристов плохо влияет на обстановку в самих туроператорах – компании, имеющие задолженности по «ковидным» турам, сталкиваются со сложностями продвижения своего продукта. У них нарастает желание найти выход и избавиться от негатива. По данным еще одного собеседника редакции, вполне возможно, в ближайшее время кто-то из крупных игроков объявит программу возврата всех денег туристам до наступления лета, за ним, вполне возможно, потянутся остальные, которые до последнего времени колебались. Это поспособствует снижению напряжения в отрасли. 

Первым из крупных туроператоров, кто объявил о намерении вернуть все деньги туристам, стал Библио-Глобус. В октябре он торопил турагентов, напоминая о возможности получить выплату. А 23 декабря TUI Россия сообщил, что до конца года выполнит все обязательства перед туристами по несостоявшимся «ковидным» турам.

По материалам: www.tourdom.ru

 

0 Коммент

    Оставить комментарий

    Login

    Добро пожаловать! Вход в аккаунт

    Запомнить меняЗабыли пароль?

    Lost Password